Заказ и консультация
+7 (996) 777-15-69, +7 (921) 706-00-28

История нашего города Пестово

У каждого города есть свой облик. Город Пестово раскинулся на восточных отрогах Валдайской возвышенности. Сосновые леса и березовые рощи, озера и реки с чистой водой, сухой и целебный воздух отличают этот живописный уголок на северо-востоке Новгородской области. Октябрьская железная дорога, связывающая Москву с Санкт-Петербургом, протяженностью 75 км, как бы рассекает город на две части. Район пересекает шоссейная дорога Валдай - Вологда, протяженностью по территории района 70 км. 
Пестовский район – один из самых отдаленных от областного центра, административный центр - город Пестовонаходится на расстоянии 320 км от областного центра, г. Новгорода. Площадь района 2120 кв. км. На западе граничит с Мошенским, на северо-западе с Хвойнинским районами, на северо-востоке с Вологодской, на юге - с Тверской областями. В Пестовском районе около двадцати озер и десятки рек. Площадь, занятая ими, - более пяти тысяч гектаров. 
Одна из достопримечательностей района – озеро Меглино, расположенное в его западной части. Площадь озера – около тысячи квадратных километров, глубина достигает двадцати метров. Красиво озеро Рыдоложь с крутыми берегами. Многие проводят летние отпуска на озерах Бродская Лахта, Белое, Лука, Черное и Костыженское. Здешние леса привлекают обилием черники и брусники, красной и черной смородины, малины, клюквы. Богаты леса и лекарственными травами. 
… «Утверждаю в трезвом уме и твердой памяти: здесь, в Новгородской области – Страна Див…» Эти слова принадлежат писателю – природоведу В.В.Бианки. Он хорошо знал эти места, в течение многих лет был тесно связан с Новгородчиной, с ее людьми, природой. Ряд своих произведений писатель создал на основе здешних наблюдений. Бывал Виталий Бианки и в Пестовском районе. В одном из его писем читаем: 
«В 1933 году мы жили в дер. Комзово близ ст. Пестово. В 1934 году – на хуторе близ Меглино и БратскоеПестовского района». 
Вблизи деревни Лаптево на берегу озера Луко в 1910 – 1915 годах жил и работал писатель М.М.Пришвин. В своей книге «В краю непуганых птиц» он воспел природу пестовского края. 
На крутых косогорах, в излучинах рек, по берегам красивых озер стоят старинные русские села Охона и Еремино. На окраине села Еремино, в сосновом бору, на высоком берегу Меглинки, стояли одноэтажные здания бывшей земской больницы. Осенью 1898 года здесь бывал известный русский писатель Глеб Иванович Успенский. Он подолгу гостил у местного врача Таирова. 
Имя самобытного детского писателя Олега Бедарева хорошо знают в городе и районе. Родился и вырос писатель в Пестове, здесь окончил среднюю школу, отсюда ушел на фронт. После Великой Отечественной войны он возглавил литературную группу при районной газете. Его повести «Мы с Витькой», «Провода», роман «Не поле перейти» написаны на материалах из жизни земляков. 
На пестовской земле родились и жили будущие Герои Советского Союза Д.Ф.Некрасов, И.Н.Бойцов и И.К.Виноградов, полный кавалер ордена Славы П.Ф.Семенов. В Пестове живет Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы Н.И.Кузнецов, за всю войну полных кавалеров ордена Славы, удостоенных звания Героя Советского Союза, было только четверо. 
Пестово - один из самых молодых городов Новгородской области. 12 января 1965 года указом Верховного Совета РСФСР поселок стал городом районного подчинения. 

***

В Пестовском районе выявлено 54 памятника градостроительства и архитектуры, 9 памятников истории, 58 памятников археологии. 
В древних летописях и других письменных источниках пространство между Устюжной, Череповцом и Бабаевомназывалось Железным Полем. В редколесных торфяниках, мхах имеется железная руда. Люди издавна выплавляли здесь железо и изготовляли орудия охоты и труда. Это подтверждают железные предметы, найденные при раскопках городища у деревни Куреванихи, при впадении реки Кать в Мологу, и датируемые серединой первого тысячелетия до нашей эры. Курганы и городища на территории нынешнего района мало изучены. 
В 1926 г. на берегу Мологи у деревни Покров-Молога Арсаковой М.Е. была раскопана временная стоянка I-V веков охотников на бобров. По мнению Арсаковой это были финны. Встретились при раскопке глиняные горшки, шилья для ловли бобров. 
Город Пестово является интереснейшим археологическим памятником, раскрывающим характер взаимоотношений трех этносов в X-XI веках (финно-угорское племя, кривичи и словены новгородские). В черте города существуют могильники веси и словен, выше по Мологе - кривичей. 
Первые археологические раскопки позволили воссоздать деятельность народа весь – первых поселенцев этих мест – и славян, в VIII-IX веках начавших заселять Железное Поле. 
Впервые город Устюжна упоминается в Угличских летописях XIII века под названием Юстюга Железного (Железного Устюга). 
Во второй половине XIII-XIVвеке эта территория интенсивно заселялась. Тогда появилось большинство деревень, существующих и ныне. 
Устюженский уезд, в состав которого входил и нынешний Пестовский район, существовал с 1685 по 1927 год. Однако административно – территориальное деление менялось. 

В грозные годы

События начала XX века всколыхнули тишину пестовского края. Разгром царской армии и флота на Дальнем Востоке, падение Порт-Артура вызвали всенародное возмущение. В середине апреля 1905 года в Устюжне распространялись прокламации ЦК РСДРП и Рыбинской группы РСДРП, а 1 Мая прошла первая маевка рабочих и молодежи города. В 1906 году в Устюжне была организована социал-демократическая группа. 
Ширилось крестьянское движение. В июле 1905 года крестьяне Никифоровской волости стали отбирать у помещиков землю. Начались волнения в Белокрестской волости. Крестьяне требовали хлеба, попытались сжечь в Охоне усадьбу земского начальника. Массовые порубки леса начались в лестных дачах купца Поздеева. 
В 1906-1907 годах жители Карело – Пестовского сельского общества Охонской волости на собрании приняли обращение к депутату Государственной думы: «Без земли и права, без свободы и просвещения нам нельзя жить… Добавьте нам землю и волю… Давайте нам такой закон, чтобы земли казенные, удельные, кабинетские, церковные и частновладельческие перешли в руки народа, чтобы землю пользовался тот, кто обрабатывает ее своим личным трудом». 
Но эти требования не были удовлетворены. 
… Наступил октябрь 1917 года. Первую весть о социалистической революции в глухие лесные деревни на берегах Мологи принесли солдаты, возвращающиеся с фронта. Они рассказали жителям о создании первого в мире рабоче-крестьянского правительства во главе с В.И.Лениным. Солдаты – фронтовики стали первыми агитаторами за Советскую власть. 
Советская власть уделяла большое внимание развитию уезда. Особенно большую работу вел дорожный подотдел. Строился пестовский участок железной дороги Пестово-Мга. Первые поезда через Пестово пошли в 1919 году. 
Враги Советской Власти не сложили оружия. В 1919 году эсеры, готовившие мятеж в Ярославле, вели свою агитацию и ряде волостей. Появились агитаторы и в Устюженском уезде – там было еще немало кулаков. Центр мятежа находился на станции Пестово. Заняв оборону вдоль реки Мологи, восставшие готовили силы для похода на Устюжну – центр уезда. Связь с Устюжной прервалась, но все же со станции туда удалось сообщить о мятеже. Из Устюжны прибыл отряд милиции. Обратились за помощью в Цереповец, центр губернии. В Пестово из Рыбинска по железной дороге был доставлен кавалерийский полк. Он остановился в селе Покров-Молога, преградив мятежникам дорогу на Устюжну. Мятежники отступили. Жители деревень помогли выловить и обезоружить бандитов. Главарей мятежа судили в селе Охона. 

Начало…

… В 1920-х годах на берегу Мологи появился небольшой лесопильный завод. Его строительство можно считать началом зарождения поселка Пестово. Место это было обжито раньше других. На заводе делали шпалы, пилили на доски деревья. Рядом с заводом выросли жилые бараки для рабочих и первые небольшие домики. Берега Мологи соединил деревянный железнодорожный мост. 
Небольшой поселок строителей железной дороги по имени станции получил название Пестово. Как возникло это наименование? Вблизи станции находилась деревня русское Пестово – старое поселение с многовековой историей. Отбросив первое слово, вторым назвали новую железнодорожную станцию. О самом происхождении названия имеется две версии. Более века назад в здешних нетронутых местах водилось много медведей-пестунов. Отсюда, как утверждают некоторые старожилы, происходит название поселка. Другое предположение таково. Жители Русского Пестова издавна занимались деревообработкой – делали ступы и песты к ним, чем прославились в округе. От слова «пест» якобы и пошло название деревни. 
До постройки ныне действующей железной дороги (ее строительство началось в 1915 году) главной транспортной артерией, по которой шли разнообразные грузы для промышленных центров страны, была река Молога, впадающая в Весьегонское плесо Рыбинского водохранилища. Устюженская верфь поставляла грузовой транспорт. 
В 1922 году в новом просторном здании разместилась аппаратура дежурного по станции и телеграф, зал ожидания. Вскоре вступил в строй клуб железнодорожников. Через три с половиной года на станции появилось новое здание вокзала. К середине 1929 года через Мологу перекинулся железнодорожный мост. 
После окончания гражданской войны новая жизнь началась в деревнях и селах пестовского края. Но во всем чувствовались последствия разрухи. Сельское хозяйство пришло в упадок, сократилось поголовье скота, снизились урожаи. Строительство дороги прекратилось. Обезлюдела станция Пестово. Чтобы приступить к использованию лесных богатств края, Советское правительство в 1923 году заключило с правительством Германии соглашение на организацию концессии «Мологалес». Ей отвели участок для эксплуатации. 
Концессионеры широко развернули дело. Построили четырехрамный лесопильный завод в Пестове. В рабочей силе недостатка не было. У ворот компании ежедневно стояли толпы людей в надежде получить работу. Но приказчики отбирали только молодых и сильных. Из крестьян, нанятых концессионерами для работы в лесу и на заводе, постепенно сложился костяк кадровых рабочих, составивших основную массу населения Пестова. 
Конечно, заботы о людях, об их жилищных условиях, о механизации технологического процесса концессионеры не проявляли. На нынешней Производственной улице, где стоят старые кирпичные двухэтажные дома, были построены два барака. 
Тесовый барак, насквозь продуваемый ветрами, появился и на берегу Мологи. Так была «решена» жилищная проблема. Подобным же образом «заботились» концессионеры и об условиях труда рабочих. Накатка бревен на тележки, подача их в валики рам – все выполнялось вручную. 
В мае 1929 года на основе взаимного соглашения Советского правительства с дирекцией концессии она была ликвидирована. Предприятие стало государственным и перешло к деревообрабатывающему тресту «Севзаплес». 
В те годы на берегу Мологи, в сосновом парке, открылся клуб с комнатами для занятий коллективов художественной самодеятельности и библиотекой, стадион, также появились детские ясли, столовая, летний театр, на производственной улице поднялись двухэтажные дома для рабочих завода. На лесозаводе и при сельских советах заработали школы по ликвидации неграмотности. 
В 1924 году на базе небольшого кирпичного завода был создан промкомбинат, выпускал он в ту пору кирпич, черепицу, гончарные изделия, мебель. Он положил начало фабрике «Молога». 
В 1928 году первая больница на 50 мест приняла пациентов. В ней уже существовали рентгеновский и физиотерапевтический кабинеты. В начале 30-х открылся первый врачебный медпункт при Лесокомбинате. Четыре десятка лет работал в Пестово известнейший хирург Петр Александрович Филадельфин. За это время врач сделал более 5 тысяч операций. 
На восточной окраине Пестова в 1939 году появилось здание ремонтной мастерской «Энерголесзага», где работало всего 63 рабочих, занимавшихся капитальным ремонтом машин, было 2 токарных станка. Потом эта мастерская стала опытно –механическим заводом (ОМЗ) производственно технического предприятия «Энерготехпром».

Война

В суровые годы Великой Отечественной войны Пестово и его район стали прифронтовыми. Гул орудийных залпов у Тихвина в ноябре - декабре 1941 года решал и судьбу Пестова. Через поселок шли и ехали люди из западных регионов страны. В зданиях школ и ремесленного училища разместились госпитали. Немало ленинградцев, вывезенных по Дроге жизни, стали работать на местных предприятиях, в больницах, школах, учреждениях. Двадцать тысяч детей из блокадного Ленинграда принял поселок на Мологе. 
В первые же дни войны более десяти тысяч пестовчан ушли на фронт. Многие вступили в отряды народного ополчения. Пожилые люди, молодежь допризывного возраста составили истребительный батальон для борьбы с диверсантами. 
В трудные дни лета 1941 года из Ленинграда в Пестово пришли эшелоны с оборудованием швейных предприятий. Вместе с ними прибыли те, кто не мог с оружием в руках громить врага. А в марте следующего года швейная фабрика имени 8 марта выпустила первую продукцию для нужд армии. 

После войны

В 1958 году ОМЗ начал производить автофургоны. С 1973 года на заводе начался выпуск сборно-разборных конструкций. Затем ОМЗ освоил производство около ста видов новых машин и оборудования. Когда-то , как мы помним продукция завода шла во многие города, области и даже республики СССР , к примеру в Тольятти. А марка "Сделано на Пестовском ОМЗ" действительно ценилась даже в Сибири.
В 1981 году инженер Власов ввел новую технологию отливки колес, что позволило экономить 10 тонн металла в год. Некоторые рабочие завода, такие как Геннадий Рослов, Василий Пузерев особо отмечены авторами книги о развитии Пестова.
Развивалась и местная швейная фабрика - костюм для мальчиков получил госзнак качества. Мебельная фабрика "Молога" поставляла в города Северо-Запада школьно-лабораторное оборудование, книжные шкафы. Так же развивалось производство маслосыродельного завода.
На правом берегу реки Меглинки был построен льнозавод, рядом с ней, инкубаторско-птицеводческая станция. 

Сейчас

На территории района на 1.01.2017 г. проживает 24420 человек, в том числе 16259 в городе и 8161 на селе. Наблюдается преобладание женского населения (13668 женщин и 10752 мужчин). Почти треть населения пенсионного возраста. 
В 2015 году средняя продолжительность жизни в районе составила 68 лет - 62 года мужчины и 74 - женщины (в области мужчины - 56 лет, а женщины - 75). 

История города – это история развития и становления двух градообразующих предприятий: Пестовского лесокомбината (орден "Знак почета") и опытно-механического завода.

МУП "Пестовский лесокомбинат".

Бывшее градообразующее предприятие. Основано в 1924 году. Производственные мощности комбината позволяли перерабатывать 240.000 кубометров пиловочника, выпускать 120.000 кубометров пиломатериалов. Численность работающих составляла около двух тысяч человек.

ООО "Пестовский экспериментально-механический завод".

В прошлом, одно из ведущих предприятий. На данный момент, завод выпускает конструкции контейнерного типа.

Сегодня наиболее значительный вклад в экономическое развитие района вносят следующие предприятия:

- ЗАО "Пестовский лес";

- филиал Новгородского Облпотребсоюза "Пестовский молокозавод";

- Муниципальное предприятие "Пестовская типография";

- ЗАО "Пестово Ново" Совместное предприятие финской компании "UPM-Kymmene" и ЗАО "Новгородлеспром".  "Пестово Ново" является крупнейшим, основанным на компьютерных технологиях, лесоперерабатывающим предприятием, не имеющим аналогов в России. Производственная мощность – 300.000 куб.метров пиломатериалов в год. Торжественное открытие завода состоялось 5 мая 2004 года.

Примечание: В 2013 году ЗАО "Пестово Ново" прекратило своё существование.

Заказать звонок